Главная страница

2 Моделирование социальных процессов

В теории управления необходимо хорошо знать свойства объекта, его реакции на управляющие воздействия и умело направлять их на достижение поставленной цели. Понимание и формальное определение цели — задача не менее сложная, чем само управление. Нахождение компромисса при многих противоречивых тенденциях в таких сложных системах как "общество — окружающая среда" представляет собой один из примеров решения подобных задач. Существует раздел математики, посвященный анализу конфликтных ситуаций, где под компромиссом понимается коллективное решение, не нарушающее интересы всех сторон (устойчивость систем). История показывает, что неспособность достичь компромисса вызывала войны и другие конфликты, отбрасывавшие человечество назад.

Всякий компромисс достигается определенной последовательностью шагов и действий. Например, для разрешения экологических проблем необходимо учесть все ограничения, нарушение которых означало бы нарушение гомеостатического состояния. Это позволило составить формальную систему запретов, или минимум условий, необходимых для обеспечения гомеостазиса.

Современные проблемы сочетания противоречивых интересов в управлении экономикой, а также теория и практика военного дела вызвали к жизни математический аппарат описания конфликтных ситуаций вообще, т. е. общую стратегию. В 1944 г. в США была опубликована книга математика и физика Джона фон Неймана и экономиста Оскара Моргенштерна (1902—1978) "Теория игр и экономическое поведение", в которой рассматривались вопросы математического описания способов принятия решений, типичных для конкурентной экономики. Впоследствии теория игр превратилась в общую математическую теорию конфликтов, описывающую экономические, военные и правовые коллизии, столкновения, связанные с биологической борьбой за существование, различные игровые стратегии. В случае игр с противоположными интересами (антагонистическая игра) оптимальной считается стратегия, направленная на достижение максимального выигрыша. Конкуренция здесь является разновидностью конфликта. В центре внимания теории — оптимизированные привила поведения, ведущие к победе одной из сторон.

Стохастическая модель процесса формирования общественного мнения была построена Г. Хакеном в его Синергетике. Главную трудность представляло нахождение макроскопических переменных, описывающих общество. Осторожно выбрав два мнения — за и против ("+" и "-"), он использовал в качестве параметра порядка число индивидуумов с соответствующими мнениями. Тогда формирование общественного мнения описывалось изменением этих чисел. Полученные решения соответствовали модели Изинга для ферромагнетика и давали решения для разных значений внешних и внутренних параметров. При отсутствии внешних воздействии оказались возможными два результата. Вследствие частых перемен точек зрения получается одноцентровое распределение мнений в коллективе (как при высокотемпературном пределе), а при значительной устойчивости связей между индивидуумами формируются два противоположных мнения, соответствующие состоянию "поляризации общества".

Эта модель позволяет качественно объяснить неустойчивые ситуации, когда характеристика общественного состояния, зависящая от константы связи индивидуумов, приближается к критическому значению. Сложившиеся группы размываются, и неясно, какая из них сильнее. В этом состоянии общества становятся применимыми понятия, используемые в теории фазовых переходов — критические флуктуации, критическое замедление и др. В качестве иллюстрации Г. Хакен рассмотрел студенческие волнения 1968 г. во Франции, подчеркнув, что из-за стохастичности процессов однозначные решения невозможны. Но сама попытка моделирования кооперативных действий в дальнейшем может дать более значимые результаты.

Линейные модели используются и в таком разделе кибернетики как гомеостатика. После работ К. Бернара, У. Кеннона, Р. Эшби новым является рассмотрение гомеостатических механизмов управления как единства противоположностей с регулируемым внутренним противоречием, выступающим в таких структурах в качестве управляемого "горячего резерва".

В рамках гомеостатики [16] построены устойчивые модели, описывающие "склеивание" и нейтрализацию разрушительного действия внутренних факторов-"антагонистов". При таком "склеивании" у одного из "антагонистов" происходит слом аппарата управления, и он превращается в "сателлита", тогда как другой — в лидера. Обычно в качестве примера здесь приводят отношения в мировой системе между СССР и США (Ю. М. Горский, В. Лавшук). И, наоборот, при искусственном расщеплении устойчивой системы на совокупность неустойчивых антагонистов последние начнут распадаться тоже и могут вызвать цепную реакцию распада с расходованием энергии, сыгравшей роль энергии связи при первом искусственном разделении. Пример Горского — распад СССР, а вторичный распад происходит уже в зонах максимального выделения "энергии деградации" (Грузия, Молдавия).

Рассмотрим решение проблемы устойчивости на многократно проверенной нелинейной модели рыболовства. В простейшем варианте модели х = х-х2 оптимизация квоты отлова достигается при с == 1/4, но приводит к неустойчивости установившегося режима (рис. 196) и катастрофе — уничтожению популяции малыми случайными колебаниями. Введя в уравнение вместо жесткого плана (с) величину, пропорциональную имеющимся ресурсам (популяции, урожаю...), получим уравнение с обратной связью: x'=х-х2-kx, где оптимальное значение коэффициента 1< = 1/2. При таком выборе установится средний многолетний вылов kх = 1/4. Это тот же вылов, который давал и максимальный план. Но в отличие от предыдущей ситуации система не самоуничтожается и не теряет устойчивости,

Рис. 196. Катастрофическая потеря устойчивости при оптимизации в простейшей модели рыболовства с учетом борьбы за пищу

введение обратной связи стабилизирует ее, и небольшие изменения коэффициента могут незначительно повлиять на производительно?? но не вызовут катастрофы.

Этика подобной ситуации понятна: лица, принимающие ответственные ре?? ния, должны зависеть от последствий своих решений. Важнейшая обществе?? задача — поиск и формирование эффективных обратных связей, в первую очередь в политике. По мнению известного математика академика Владимира Игоревича Арнольда (р. 1937), специалиста по теории катастроф, "ученые, исследовавшие модели гонки вооружений еще в 60-х годах, предсказывали, что введение делящихся боеголовок повлечет потерю устойчивости стратегического равновесия. Они предсказали также, что если дипломатическим путем удастся благополучно миновать этот опасный период, то дальнейшее удержание вооружений

стабилизирует ситуацию, и устойчивость может восстановиться. Нынешняя перестройка во многом объясняется тем, что начали действовать хотя бы некоторые механизмы обратной связи" [4]. Многие современные прогнозы строятся на моделях с обратной связью, поскольку только таким образом можно найти путь устойчивого развития. Нелинейные математические модели "перестроек" были исследованы еще до начала перемен, начавшихся в советском обществе в 1985 г. Качественное описание закономерностей теории перестроек дано у В. И. Арнольда (см. также рис. 197, 198).

Рис. 197. К теории перестроек Арнольда

 

Рис. 198. Перестройка с точки зрения теории перестроек

Постепенное движение системы в сторону лучшего состояния сразу приводит к ухудшению, причем при равномерном движении растут скорость ухудшения и сопротивление системы изменениям. Максимум сопротивления достигается раньше, чем самое плохое состояние, через которое нужно пройти. Затем сопротивление, начиная с некоторого значения, уменьшается, и как только будет пройден качественный минимум состояния, сопротивление не только исчезнет, но и станет способствовать приближению к лучшему состоянию, как бы притягивая к нему систему. Абсолютная величина ухудшения состояния системы, необходимая для перехода в лучшее состояние, сравнима с итоговым улучшением и увеличивается в зависимости от совершенства системы. Для слабо развитой системы ухудшение малозаметно, но для развитой (из-за ее устойчивости) — улучшение без предварительного ухудшения невозможно. Если удастся перевести систему скачком из плохого устойчивого состояния в достаточно близкое к хорошему, то она может сама продолжить движение в сторону лучшего.

Сходство систем в биологии, химии, лингвистике, экономике, физике подмечено довольно давно, и сегодня растет потребность в описании их единым естественнонаучным языком, языком математики. Наука же продолжает идти дальше, выявляя такое сходство между объектами неживой и живой природы, а также общественными явлениями.

Доктор физико-математических наук Борис Андреевич Трубников (Российский научный центр "Курчатовский институт"), специалист по теории плазмы, выделил около 20 "наборов однотипных объектов" различной природы, которые состоят из мелких и крупных структур, причем крупные возникают при объединении мелких в процессе "свободной конкуренции", характеризуемой определенным степенным законом распределения по их "массе" [57].

Например, данные числа фирм США (N) и количества служащих (m) связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью: N = A/m, где А = 8,5*106. Эту закономерность можно объяснить тем, что любая фирма стремится увеличить свой доход, сферу деятельности и число работников за счет поглощения более мелких фирм, т. е. фирмы можно считать "хищниками" в "условиях естественного отбора".

Аналогичные зависимости Трубников получил для распределения по размерам обитателей Мирового океана, если за размер принять диаметр воображаемого шара того же объема, что и отдельная рыба. Эти данные он взял из работ канадских ученых, обративших внимание на необъяснимое распределение. Похожие графики получаются при распределении числа городов по числу жителей.

Трубников рассмотрел модель слипания частиц, в которой появление новой частицы (большей массы) сопровождается скачкообразным уменьшением числа частиц. Это меняет координату т на оси масс, и для многих частиц образуется поток частиц Q, пропорциональный массе одной частицы m, скорости потока вдоль оси m(dm/dt) и погонному числу частиц, приходящихся на единицу длины трубы N. Следовательно, Q = m(dm/dt) N. и отсюда N = Q/m(dm/dt).

Полученная формула определяет дифференциальный спектр, тогда как описываемые выше аналогичные закономерности давали интегральный спектр N в А/m, что соответствует дифференциальной зависимости N = А/m2, т. е. для количественного соответствия необходимо, чтобы Q/(dm/dt)=А/m. Скорость привеса массы означает привес за единицу времени, и он должен быть пропорционален имеющейся массе, т. е. (dm/dt) = m/Т, что соответствует экспоненциальному увеличению массы. На бытовом языке это условие отвечает поговоркам типа: "аппетит приходит во время еды", "деньги делают деньги", "успех рождает успех", "беда не приходит одна", "деньги к деньгам" и т. п. Кроме того, Q не должно зависеть от. m, сохраняя некую стационарность потока масс, обеспечивающую их распределение в определенном интервале до mmax. Эти уточнения приводят к формуле для дифференциального спектра N = А[(1/m)-(1/mmax)], которая при интегрировании от m до mmax, дает более точное соответствие для интегрального распределения, в том числе для числа семей — по доходам, слов — по частоте встречаемости в речи или печатном тексте, числа ученых — по числу публикаций, спектров распределений по массам — для галактик, звезд, малых космических тел, спектр частиц вулканического пепла — при извержении вулкана Топбачик на Камчатке в 1976г. и т. п.

Возможно, все эти совпадения отражают тот факт, что в отмеченных системах нет гауссового распределения величин (распределение молекул газа по скоростям и т. д.), объекты не группируются около среднего значения, и не имеет значения среднеквадратичное отклонение от среднего. Отсюда и спектр распределения типа N = А/m2, простирающийся до максимального значения массы.

Эти аналогии выглядят поверхностными, но заставляют задуматься. Насколько конструктивен такой подход, соответствующий гипотезе конкурентной эволюции? Эта проблема интересовала многих. А. В. Бялко сравнил полученные Трубниковым закономерности с законом Гутерберга—Рихтера (см. гл. 5 наст. разд.). Исходя из теории самоорганизации можно предположить, что землетрясения образуют фрактальную иерархию [5.15,46,49] По сути дела, все эти предположения равноценны гипотезе о конкурентном распределении в самых различных системах.

§3 Антинаучные тенденции и формирование современного мировоззрения

 

Несмотря на успехи науки, большинство людей в своей повседневной жизни руководствуются традиционными взглядами. Человек почти не изменился. Прежние религиозные взгляды, преклонение перед магией дополнились верой современного общества в науку. Безудержное желание использовать природу в собственных целях привело не только к нарушению экологического равновесия, но препятствовало развитию человека: он не стал терпимее, добрее, здоровее. Как осуществить в реальной жизни симбиоз традиции и разума?

В работе "Йога и Запад" Карл Юнг одним из первых обратил внимание на радикальные изменения в духовной атмосфере западного мира, связанные с проникновением в нее восточных религиозно-философских учений. Рациональная аргументация действует до тех пор, пока люди способны контролировать свои эмоции. При достижении "критической температуры" общества коллективная одержимость может вызвать лавинообразный процесс психического срыва.

В течение веков теряя или разрушая символы, заключавшие в себе высокий смысл и ставшие догматами религии, западный человек склонялся к мистицизму. На место церкви протестантизм поставил букву Священного писания, предоставив возможность каждому толковать Библию по-своему, что привело к появлению множества сект. Оккультизм, теософия, антропософия, йога, магия, астрология и т. п. "науки" тоже получили наибольшее распространение в протестантских странах, скрывая под своей "научностью" черты религии. Юнг писал о коллективном бессознательном германцев, проявившемся в национал-социализме. К "двойникам", к внутреннему человеку обращались многие мыслители и ученые. С развитием цивилизации, в которой господствует логическое мышление, "мы стали богатыми в познаниях, но бедны мудростью", заключает Юнг.

За Реформацией последовало Просвещение, затем — бурное развитие науки, техники, предпринимательства. Символический Космос был разложен на атомы, в познании восторжествовал анализ, и в итоге была нарушена гармония природы и общества, общества и человека. Внутренний душевный кризис человека представляет сегодня большую опасность.

Юнг сравнивал современную Европу с поздней античностью, когда порядок мира стал восприниматься уже не как мера и гармония, а как демоническая сила, во власти которой находится человек. Греки и римляне в поисках утраченных

смыслов обратились к религиям Востока, и в конце концов в Европе победило христианство, заполнив собой духовный вакуум.

Причины современного кризиса "обусловлены той упрощенной, даже механистической моделью социального развития, которая до сих пор владеет умами", считает профессор Сергей Петрович Капица. У многих людей образование остановилось на механистической картине мира, и они не могут (а чаще всего не желают) разобраться в новых для них явлениях. Обилие плохо или неверно воспринимаемой информации, как правило, ведет к сотворению мифов, и постепенно в обществе вера в нечто непостижимое для разума приобретает доминирующее значение.,

Астрология сегодня заняла нишу "между веропослушным догматизмом религии и причинно-следственным догматизмом науки", как выразился один из современных предсказателей судеб Ф. К. Величко. Если раньше составление гороскопа требовало большого труда и больших знаний, то теперь персональный компьютер существенно облегчил эту работу, поэтому лишь по-настоящему образованный человек может дать компетентную оценку той или иной новинки или предсказанию [53]. Практику астрологов достаточно красноречиво характеризует тот факт, что они составляют натальные гороскопы по 12 "домам" (зодиакальным созвездиям), пользуясь астрологическими указаниями, выработанными еще в третьем веке до нашей эры. Но с тех пор из-за прецессии оси Земли относительно плоскости орбиты система небесных координат сместилась, и Солнце в точке весеннего равноденствия уже давно не в созвездии Овна, а Рыб, и свой годовой путь оно проходит через 13 созвездий.

Духовный вакуум России на пороге третьего тысячелетия пока заполняют многочисленные антинаучные и антитехнологические взгляды и идеи. Они порождены страхом перед огромным взаимосвязанным государственно-социальным организмом — "Левиафаном" (Т. Гоббс), противостоящим человеку, неприятием происходящих перемен, отрицанием завоеваний разума после чернобыльской аварии, поражением в "холодной войне". Кризис общества находит свое выражение в росте суеверий и мистицизма.

Мистический оттенок приобрело отношение к математическому моделированию, которое, как многим представляется, должно быстро привести к раскрытию многих тайн природы и общества. (Н. Винер писал: "Мы стоим перед лицом социальной силы, несущей неслыханные возможности".) Рассмотрение самоорганизующихся процессов в открытых системах живой и неживой природы показывает что при убыли энтропии, соответствующей усложнению структур, углубляются неравновесности, растут неустойчивости и повышается вероятность бифуркации. Человеческое общество как неравновесная открытая система может развиваться и совершенствоваться лишь при согласованных совместных усилиях [32,45,50]. Получение информации о внешнем мире сопровождается его изменением, а платой за полученную информацию является рост энтропии.

Eщe в 20-е годы Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873—1928) в своей "Тектологии" исследовал различные системы, структуры и их эволюцию как информационно-управленческие процессы. Он выявил проблемы организационной целесообразности и неравновесных отношений, во многом предвосхитил ряд положении общей теории систем. В то время считалось, что процессы самоорганизации присущи только живой природе, сейчас представления теории самоорганизации распространяются на все эволюционные процессы и открытых системах. Само научное знание тоже развивается по законам открытых систем.

Состояние общества при экспоненциальном росте информационных потоков характеризуется "насыщением разнообразия" или "кризисом перепроизводства информации". Серьезной общественной проблемой становится растущая невостребованность информации. Противоречие между объемом добытой информации и возможностью ее использования усиливает значение упорядоченности информационного пространства, как в любой нелинейной системе. При этом одновременно создаются предпосылки перехода возросшего количества информации в новое качество, т. е. новую информационную структуру общества.

§4 О месте человечества во Вселенной

Представления об единстве человека и природы, о коэволюции начали складываться в прошлом веке в России и получили название русского космизма Это духовное течение связано с православием и близко русскому человеку. Русский космизм, ставший источником идей новой морали и особой ответственности человека перед окружающей его природой и Вселенной, сформировался под влиянием философских взглядов. И. В. Киреевского, Н. Ф. Федорова, Ф. М.Достоевского, Л. Н. Толстого, И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского. Сегодня космизм приобретает естественнонаучную форму.

И. С. Шкловский применил вероятностный расчет к проблеме существования внеземных цивилизаций [65]. Количество внеземных цивилизаций N в нашей Галактике он оценил по формуле Дрейка, представляющей произведение вероятностей. Бели n — полное число звезд в Галактике, Т — возраст Галактики, t — средняя продолжительность технологической эры, Р1,2,3,4 - вероятность того, что у звезды есть планетная система, а на одной из планет есть жизнь, разум и достигнут определенный уровень технологии, то N = n*Р1Р2Р3Р4*(t/Т). В этой формуле определенными являются только n = 2*1011 и Т = 15*109' лет. В отношении остальных параметров высказываются весьма противоречивые предположения и гипотезы.

Вероятность жизни на планете, тем более разумной, связана с фундаментальными проблемами естествознания и далека от разрешения. Современная наука не осуществила на опыте механизм трансляции, хотя были получены сложные органические молекулы из смеси простых газов. Нет законченной теории возникновения и эволюции генетического кода. Науке пока неизвестен механизм, обусловивший возникновение, разума на нашей планете, но разумная жизнь на Земле существует и имеет достаточный уровень технологии, чтобы вступить в контакт с другими мирами. Сопоставление этих фактов привело многих ученых к формулировке антропоцент-ристского принципа — Вселенная такова, какой мы ее видим, поскольку мы существуем в ней. С точки зрения и физики, и философии отвергается возможная уникальность жизни на Земле. Молчаливо принимается правота слов Джордано Бруно о множественности обитаемых миров [54].

Антропоцентристский принцип, впервые сформулированный Г. М. Идлисом (1958), к 1982г. был связан с мировыми фундаментальными константами (е — заряд электрона, h — постоянная Планка, с — скорость света, G — постоянная закона тяготения Ньютона, m — масса протона). Оказалось, что существует только одна область изменения величин e2/hc и Gmp2/hc, в которой возможно существование сложных структур, вплоть до живых систем (И. Д. Новиков, А. Г. Полнарев, И. Л. Розенталь).

Каковы следствия из этого принципа? Во-первых, доказательство существования сложных и стабильных внеземных структур (в том числе и жизни) связано с достоверностью полученных на Земле выводов об основных законах современной физики. Границы сферы применимости этих законов для понимания процессов во Вселенной пока недостаточно определены. Во-вторых, предполагается только углеводородная жизнь: вода — универсальный растворитель, углерод — центральный атом во всех биологических соединениях. Эти представления называют водно-углеродным шовинизмом. Но нельзя утверждать, что жизнь на Земле — явление уникальное, как и ожидать, что внеземная жизнь должна быть тоже углеводородной, а, например, не кремниевой.

Оценку вероятности наличия у звезды обитаемой планеты можно вывести из следующих рассуждений. Максимум величины можно получить исходя из числа звезд типа Солнца (желтых карликов), имеющих по одной обитаемой планете, и их положения в Галактике. Наша Галактика (как многие другие во Вселенной) имеет спиральную структуру и вращается с угловой скоростью, убывающей с ростом расстояния от центра вращения. Поскольку спиральные ветви галактик — это полны плотности, распространяющиеся по галактическому диску, их угловая скорость постоянна. Это значит, что на каком-то расстоянии от центра и сама Галактика, и ее рукава вращаются синхронно. Эта область получила название коротационного круга (англ. corotation "совместное вращение"). Как подметил в 1982 г. советский астроном Л. С. Марочник, наша солнечная система находится именно и такой зоне коротации Галактики. Насколько это важно?

Условия образования звезд будут разными в зоне коротации и вне ее. Звезды формируются из межзвездного газа, который вращается имеете с галактическим диском и втекает в спиральные рукава. Последние везде, кроме выделенной зоны коротации, имеют угловую скорость вращения, отличную от скорости вращения самого диска. Поэтому межзвездный газ в ноле гравитации спиральных рукавов ускоряется, и возникает галактическая ударная полна — на внутренней кромке рукавов образуется спиралевидная полоса сжатого межзвездного газа, в которой рождаются звезды.

Если газ сжат более сильно, то и звезды образуются более интенсивно. B зоне коротации рукава вращаются синхронно с межзвездным газом, относительные движения отсутствуют, ударные волны не образуются. Поэтому и рождение звезд в этой области происходит иначе, и "жизнь" звезд протекает более стабильно. Ширина зоны коротации, где "живет" и наше Солнце, порядка 250 пк, что позволяет предположить, что в этом торе (узком кольце) и формы жизни (и цивилизации) будут близки земным.

Наше Солнце вместе с системой планет находится между спиральными рукавами Персея и Стрельца и медленно движется по направлению к рукаву Персея, благодаря чему время движения между рукавами по порядку величины оказывается равным времени жизни солнечной системы (7,8*109 и 4,6*109 лет соответственно). При рождении звезд в галактической ударной волне могут рождаться и звезды типа Солнца, и очень массивные Сверхновые. Существует гипотеза, что именно вспышка сверхновой звезды послужила толчком к рождению солнечной системы, а "спокойная жизнь" солнечной системы началась только после того, как она покинула место рождения (рукав Стрельца) и попала в зону между спиральными рукавами (зону коротации). Именно здесь и родилась на одной из планет Солнечной системы жизнь, достигшая уровня техногенной цивилизации.

В ряде метеоритов были обнаружены изотопы ксенона Хе-129 и магния Mg-26. Эти изотопы могли образоваться в результате радиоактивного распада короткоживущих изотопов иода I-129, плутония Pu-244 и алюминия Аl-27. Но короткоживущие изотопы могли попасть в первичное вещество протосолнечной туманности (из которого и образовались метеориты), вероятнее всего, при взрыве достаточно близко расположенной сверхновой звезды, в недрах которой они должны были образоваться при термоядерном синтезе элементов.

Время жизни цивилизации нашего типа должно быть одного порядка с временем жизни систем между спиральными рукавами, но вспышка сверхновой звезды могла бы своим излучением погубить жизнь, возникшую на находившейся неподалеку планете. По оценкам Шкловского, расстояние, на котором может вспыхнуть ближайшая к Солнцу сверхновая при вхождении его в спиральный рукав, составляет примерно 10 пк, при этом интенсивность космических лучей в этой области может вырасти в 100 раз. На Земле фон космических лучей составляет 0,04 бэр/год, т. е. он может достигнуть 4 бэр/год, а путь солнечной системы через радиотуманность, окружающую вспышку сверхновой, может длиться около 10 000 лет.

По данным Н.П.Дубинина, приведенным в монографии "Общая генетика", вероятность гибели человека из-за облучения, отнесенная к дозе 1 бэр, равна 1,4*10-4 бэр-1. Суммарная величина складывается из риска гибели от рака (1,0) и риска гибели из-за рождения нежизнеспособных особей (0,4). За 10 тыс. лет (при дозе 4 бэр/год) ежегодно должно умирать 0,056 % населения Земли. Возможен ли прирост людей, способный перекрыть эту гибель? Данные о приросте населения показывают, что в разные времена он менялся в широких пределах. Население Земли с начала нашей эры до XVI в. удваивалось каждые 400 лет, до начала XX в. — каждые 100 лет, а сейчас — каждые 30 лет (прирост популяции за год около 2,3 %). Следовательно, на ранних стадиях цивилизации близкая вспышка сверхновой была бы чревата гибелью человечества. Что касается перспектив на будущее, то рост численности землян, вероятно, прекратится, поскольку планета не способна прокормить более 10 млрд человек.

Применяя формулу Дрейка для зоны коротации радиусом 250 пк, где звезд типа Солнца около 70 миллионов, t соответствует времени жизни солнечной системы, Т — времени прохождения Солнца между спиральными рукавами (4,6/7,8), получим для верхнего предела (когда все вероятности равны единице, что соответствует духу антропоцентризма) значение 40 млн.

Это много, хотя и выбрано по максимуму величин! Нижний предел равен единице, т. е. мы одиноки во Вселенной. Коротационную зону называют "дорогой жизни" или "поясом жизни" в Галактике. Тогда понятно выражение Стругацких "пикник на обочине" — о случайной встрече двух цивилизаций: солнечная система находится "на обочине" нашей Галактики, на ее краю.

Весной 1997 г. на одном из спутников Юпитера — Европе — были обнаружены следы вулканической деятельности. Продолжаются исследования планеты Марс с помощью роботов, запущенных на его поверхность и передающих сведения на Землю.

В 60-е годы Ван де Камп из обсерватории Спрул (США) установил, что маломассивная холодная звезда класса М, находящаяся на расстоянии 6 световых лет от Земли, имеет два юпитероподобных спутника, которые обращаются с периодами 12 и 24 года соответ-. ственно. Но в последние годы выяснилось, что эти выводы преждевременны. Периодические вариации скорости звезд неоднократно истолковывались как наличие планетных систем или коричневого карлика, который был бы в 10—50 раз массивнее Юпитера.

Современные средства наблюдения пока не позволяют вести поиск других планетных систем. Для этого нужно измерить угловые отклонения звезды с точностью до десяти миллионных долей угловой секунды — под таким углом с Земли видна десятикопеечная монета на Луне! Подобная точность позволит обнаружить спутники массой всего в 10 масс Земли у любой звезды в пределах 10 световых лет от Солнца. Особые надежды при этом связываются с оптическими интерферометрами, системами из нескольких телескопов, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Разрешающая сила такого прибора может возрасти в 1000 раз. Наиболее удобным местом его расположения была бы обратная сторона Луны. Обнаружение иных планетных систем было бы пистонным завершением коперниканской революции.

§5 Современная естественнонаучная картина мира и Человек

При смене картины мира пересматриваются основные вопросы мироздания, структура знании и место науки в жизни общества. Среди естественных наук и течение двух столетий, несомненно, лидировала физика, исследовавшая явления неживой природы, для которых проще построить схему или модель и дать математическое описание. В конце XIX — первой половине XX вв., когда результаты анализа и синтеза различных веществ существенно изменили жизнь общества, достойное место рядом с физикой заняла химия. Благодаря успехам физики и химии во второй половине XX в., положившим начало молекулярным исследованиям, произошел прорыв в биологии и медицине. Так естествознание приближается к человеку, распространяя свои методы на экономику, гуманитарную сферу знаний и искусство. Экологические проблемы, вставшие перед земной цивилизацией, подтолкнули естествознание к непосредственному взаимодействию с техникой, технологией, экономикой, политикой.

Достижения естествознания, прежде всего физики, в свое время убедили человечество, что мир можно объяснить и предсказать его развитие, абстрагируясь от человека и Бога. Лапласовский детерминизм сделал человека сторонним наблюдателем, для него было создано отдельное гуманитарное знание.

Формальные понятия и представления, выросшие на почве классической механики, вышли далеко за ее пределы. "Есть нечто прекрасное и способное внушить благоговейные чувства в том, что все основные законы классической физики можно вывести из одной-единственной математической конструкции, именуемой "действием".' Понятие "действия", введенное Гамильтоном, сейчас распространяют и на социальные системы.

В каком-то смысле можно говорить о возрождении монад Лейбница — психических активных субстанций, воспринимающих и отражающих другие монады и весь мир. Лейбниц рассматривал его как мир автоматов, построенный по образцу часового механизма (взгляды "века часов"). В следующем столетии, прошедшим под знаком сохранения и превращения энергии, живой организм рассматривали как

(1 Цит. по кн.: П. Рамон. Теория поля. — М.. 1984. — С. 11._

тепловую машину, сжигающую крахмал, жиры, белки, углеводы (или глюкозу), которые превращаются в воду, двуокись углерода и мочевину в неизменном и постоянном мире. Но роль окружающей среды, как выяснилось через столетие, оказалась не столь простой.

Электронная лампа показала, что "система с внешним источником энергии, которая почти вся тратится впустую, может быть очень эффективным средством выполнения нужных операций, особенно если она работает на низком энергетическом уровне. Мы начинаем понимать, что такие важные элементы, как нейроны — атомы нервной системы нашего тела, совершают работу примерно на таких же условиях, как электронные лампы, и что энергия не является основным фактором при учете их работы" (Н. Винер).

Изучение автоматов (из плоти или металла) стало отраслью науки о связи. Ее основные понятия — сообщение, количество помех, количество информации, методы кодирования и т. п. Автоматы связаны с внешним миром не только потоками энергии и вещества (или метаболизмом), но и информацией. При этом информация, поступившая в систему, может содержать информацию о работе органов приема или ее переработки. Ее можно использовать через некоторое время, т. е. задержать и накопить (аналог памяти), корректировать (что похоже на процесс обучения) и т.д. Поэтому и кибернетика, и наука о живом строятся по единому плану.

В естественных науках пришли ко второму началу термодинамики, к понятиям энтропии, порядка, хаоса и самоорганизации, а в науках о живом — к сложным структурам, к закону эволюции. В XX столетии в представлениях о живой и неживой природе в рамках естествознания достигнуто согласие благодаря термодинамике неравновесных процессов и синергетике. "Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что если приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими из-за их непреходящей достоверности", — писал Н. Кузанский.

Новая картина мира, которая только формируется, должна обрести универсальный язык, адекватный Природе, о чем в свое время говорил И.Тамм: "Наша первейшая задача — научиться слушать природу, чтобы понять ее язык". Вернадский предсказывал: "Рост научного знания 20 столетия быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."

В физике периодически возрождаются пифагорейско-платоновские традиции видения основы физической реальности в математике. Труды Декарта, Кеплера, Галилея, Ньютона содержат мысли о математической сущности Природы. Бог сотворил мир рационально, и математическое доказательство приближало людей к Божественному замыслу. Научные гении Нового времени задали план развития современной науки. Французские математики несколько отошли от этой традиции в науке, и в книге Лапласа "Изложение системы мира" места Богу в системе мира не было предусмотрено. Очевидно, поэтому Лагранж вместо принципа наименьшего действия, всегда имевшего телеологическип оттенок, использовал в своей динамике принцип Д'Аламбера, позволяющий сводить динамические задачи к статическим. Богоборчество Великой французской революции таким образом оказало свое влияние на взгляды французских математиков. У. Гамильтон, открывший свой вариационный принцип (принцип Гамильтона), опасался распространять его на весь космос "на основе .жономии во Вселенной" из-за его явно атеистического характера. Как заметил М. Клейн, "почтительное восхищение божественным планом творения постепенно уступило место стремлению получить чисто математические результаты". И, действительно, французская математическая школа получила потрясающие результаты, были заложены основы аналитических методов физики. Во второй половине XX в. вариационные принципы стали использоваться в кибернетике, биологии, экономической теории, социологии...

Не потому ли сейчас в числовых совпадениях, которыми изобилует наука, в частности физика, все чаще видят биологическую причину (антропоцентризм)?! Законы физики, содержащие фундаментальные константы, подтверждают наиболее вероятные пути зарождения жизни. Когда-то могли случайно столкнуться три атома гелия и образовать ядро атома углерода. Еще вероятнее, что столкнулись два атома гелия, образовав нестабильное ядро бериллия, которое из-за резонанса собственной частоты колебаний с частотой квантовой волны третьего атома гелия захватило его. Еще одна счастливая случайность: тепловая энергия ядер в типичной звезде лежит в области резонанса углерода. Множество случайных совпадений ускоряли синтез углерода -- основу нашей углеродной жизни. Ему нужно было только уцелеть до образования тяжелых элементов в недрах звезды.

Новый всплеск восхищения "непостижимой эффективностью математики в естественных науках" пришелся на начало XX в., когда риманова геометрия получи- :

ла подтверждение после создания ОТО. Отсюда и чувство "космической религии" Эйнштейна: "Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего... Мое религиозное чувство — это почтительное восхищение тем порядком, который царит в небольшой части реальности, доступной нашему слабому разуму".

Сейчас проблемы науки и религии не противопоставляют друг другу, как это было недавно. Развитие Вселенной получило научное объяснение, начиная с 10~3 с после Большого Взрыва. Известны законы ее эволюции, но никто не может судить о том, что было до момента Взрыва, который толкуется, как создание мира его Творцом. Такое представление соприкасается с понятием религии в Оксфордском словаре: "Религия — это признание человеком некой невидимой высшей силы, осуществляющей контроль над его судьбой и имеющей право требовать подчинения. почтения и поклонения".

Во времена социальных потрясений в обществе людям психологически удобнее считать, что Некто задумал все по рациональным законам, реализовал свое творение и продолжает следить за правильностью осуществления задуманного. Тогда "Бог выступает как спаситель от проблем, находящихся на грани или за гранью наших интеллектуальных возможностей. Бог есть наш спаситель от интеллектуальных перегрузок... Бог, всеведущий, всеправедный, всемогущий привлекателен независимо от его роли а создании Вселенной из-за склонности людей к вере В лидера. Эта склонность экологически выгодна, потому что сплачивает общество или стадо. Она досталась нам от предков. Что за радость — обрести наконец абсолютный и незыблемый предмет поклонения", — восклицает П.Тейяр де Шарден.

Наше время вновь возвращается к античным представлениям, подкрепляя их умозрительные и наивные идеи данными современной науки, зашедшей в тупик при детальном исследовании сложнейших проблем, не решаемых на основе поверхностных аналогий. Когда-то Аристотель из описания животного мира выводил модели для неживой природы, не предполагая, что простейшие модели XVII в. станут прообразами сложных машин и механизмов, которые человечество использует для покорения природы и ускорения своей гибели. Тем не менее, осознав этот печальный факт, оно не спешит решать проблемы надвигающейся экологической катастрофы, цепляясь за сомнительные блага цивилизации. Причиной создавшейся ситуации являются не наука и научно-технический прогресс, а дефицит современного миропонимания, недостаток образованных и компетентных руководителей на всех уровнях. Проблемы, стоящие перед человечеством, носят глобальный характер, и разрешить их можно только усилиями всего человечества.

Макс Вебер увязал научно-технический прогресс и достижения цивилизации с "протестантизмом и духом капитализма". Православие, определяющее традиционно внутренние мотивы интересов и поступков русских людей, настраивало их на решение общемировых задач. Философия русского космизма сыграла роль в стремлении освоения воздушного и космического пространства и достижении всемирных успехов на этом пути. С точки зрения Л. Гумилева, российский этнос моложе западноевропейского на 500 лет, и его расцвет ожидается в XX—XXI столетиях, если следовать этим оценкам буквально.

В странах Востока не было перекоса при развитии цивилизации в сторону "Ян" за счет "Инь", как это произошло на Западе. Восточные ученые считают, что этим вызваны все проблемы современной цивилизации, что открытия современной физики (квантовой теории) предлагают человечеству "два пути: первый ведет к Будде, второй — к бомбе; ученый должен сделать выбор".1

На сходство понятий и философского содержания современной квантовой теории с восточными учениями указывал и Гейзенберг.2

Далай-лама, которому в 1989 г. была присуждена Нобелевская премия мира, часто встречается не только с политиками, но и с учеными (физиками, астронома-ми, психологами и нейрофизиологами). Он участвовал в конгрессе по проблемам нейропсихологии и физиологии в Гарварде, посетил лабораторию вычислительной техники в Корнепьском университете, где один из тибетских монахов занимается разработкой программы для представления мандалы — буддийского символа в трех измерениях. Ученые исследуют интенсивность обмена веществ при медитации. Так, Г. Бенсон установил 64%-ное снижение потребления кислорода буддийскими монахами во время медитации, описал методику (тхумос) вырабатывани телом достаточного тепла при отрицательных температурах. Далай-лама органи-

1 Цит по кн. Ф Капра. Дио физики. — СПб.: ОРИС, 1994. — С. 7. 2 В. Гейзенберг Физика и философия,— М.: Наука, 1989. — С. 44.

зовал много встреч, получивших название "Разум и жизнь". Несмотря на различие терминологии, общении было интересным. Для тибетцев разум не есть мозг, некоторые состояния сознания неотделимы от тела. Это трудно понять западным ученым, но привлекательны неизменность души и отсутствие божества, взаимосвязь физического и психического. Разум, или сознание, — это континуум, возникающий из предшествующего сознания.

"Буддист следует принципу — изучай и анализируй", — говорит Далай-лама, — поэтому можно найти много общих интересов и "нам очень помогают научные знания и открытия". Особенно это относится к идеям квантовой механики и космологии — неотделимости наблюдателя и наблюдаемого. В одном из древних буддистских текстов Вселенная описывается как осциллирующая, причем в описании ее сжатия и расширения есть сходство с идеями Большого Взрыва. Далай-лама считает, что буддийская философия имеет отношение к проблемам сохранения окружающей среды, так как она основана на взаимосвязи всего живого на Земле.

Вновь строятся модели доньютоновых времен, когда живой мир не был отделен от мира неживого. Обращаются к мировоззрению Востока, не выделявшего человека из общей картины мироздания. Землю вновь рассматривают как живой организм, говорят о гуманизации естественных наук.

В 1899 г. русский естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) отметил, что "изучались, главным образом, отдельные тела, отдельные стихии, но не их соотношения, не та генетическая, вековечная и всегда закономерная связь, которая существует между растениями, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой. А между тем именно соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества... лучшую и высшую прелесть естествознания". В какой-то мере представления о биосфере сегодня направились в указанную Докучаевым сторону. В истории естествознания не только происходило движение к объединению после глубокого анализа теорий и идей, но были мыслители, которые исходили из идеи синтеза знаний своей эпохи. Таковы были Леонардо да Винчи, М.Ломоносов, югославский физик, математик и астроном Руджер Иосип Бошкович (1711—1787), французский естествоиспытатель Ж. Б. Бюффон, Александр Гумбольдт, Г. Гельмгольц, В. И. Вернадский.

Нелинейность присуща не только почти всем физическим процессам. Все глобальные процессы — экономические, социологические, демографические, экологические — описываются нелинейными законами. Пока умозрительно рассуждают о диалектике скачков развития или описывают типы смены одних качеств другими, в естествознании, в частности в физике, исследованы процессы самоорганизации материи. Во многих системах выявлены "управляющие рули", на которые можно воздействовать даже малым изменением параметра задачи, чтобы выйти на качественно новый уровень решения проблемы. Новые структуры могут возникать в точках ветвления системы, когда существенны выбор решения и пути развития, а в промежутках между ними поведение систем описывается причинно-

следственными законами. Упорядоченные структуры возникают в открытых системах не только в термодинамике неравновесных процессов, но и в астрофизике, нелинейной оптике, химии, биологии, экологии, геологии. При этом информация участвует в процессах и помогает в борьбе с энтропией. Строятся синергетические модели и для объяснения социальных процессов. К слову сказать, термины "синергетика", который еще в 1846г. употреблял английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон (1857—1952), и "самоорганизующаяся система", вошедший в научный обиход в 1947г. после работ У. Эшби, пришли в науку из биологии. Подобный пример — яркое свидетельство того, что диффузия понятий способствует единству естествознания.

И вновь, как во времена античности, не зная языка явлений природы, мы всматриваемся в тени явлений, мелькающих на стенах платоновой пещеры. Вновь обращаемся в построению мира из пяти правильных многогранников, когда пятому уготована особая роль, а четыре соответствуют элементам неживой природы. Одни люди переводят свою кинетическую энергию в потенциальную, создавая новые понятия и ценности, которыми придают новый смысл жизни, а другие — сжигают потенциальную, превращая ее в кинетическую, сводя человеческую деятельность к борьбе за существование. Они соблазняются броскими обертками цивилизации и любят предметы роскоши, в основе которых лежат достижения науки, но сам дух науки, способ мышления и чувство ответственности за то, чтобы жить, думать и действовать в соответствии с современной наукой, им остаются чуждыми.

Наука изменила жизнь человечества и каждого человека, дала человеку инструменты, с помощью которых он может изменить свою жизнь к лучшему или уничтожить себя. Процесс освоения все более новых плодов науки и технологии резко

убыстряется, каждым может ощутить этот темп, сопоставляя жизнь, сохранившуюся в памяти всего одного-двух поколений.

Известный философ К. Поппер (Лондонская школа экономики) говорил, что все теории имеют временную силу — их правильность никогда не может быть доказана, можно доказать только их неправильность. Поэтому многие считают, что некоторые ученые могут приблизиться к истине в порядке исключения. Т. Кун из Массачусетского технологического института, автор книги "Структура научных революций", придерживается мнения, что наука субъективна, она — не поиск истины, а политический процесс. Это, конечно, создает немало трудностей в развитии исследований, поскольку они сильно зависят от щедрот общества, становясь все более дорогими. Появляются высказывания типа: "Что важнее для общества — строить дорогие ускорители и выпускать книги по физике или дать больше продуктов питания и улучшать быт?" Философы утверждают, что наука далека от того, чтобы все было в ней истинно, поэтому по отношению к ней нарастает скептицизм, по крайней мере, в отношении ее служения познанию природы.

Наука и ее побочный продукт — технологии — становятся обреченными благодаря тем достижениям, которые и обусловили экспоненциальный рост темпов прогресса, считает биолог Калифорнийского университета Т.Стент в своей книге с ироническим названием

На пороге золотого века: размышления о конце прогресса". Учитыная ограниченные познавательные возможности человека и пределы ресурсов он делает вывод о том, что открытия будут все менее значительными. При этом желание власти, искушение глубже понять природу и управлять ею (создавать прекрасную музыку и писать роскошные полотна) будут ослабевать. Человеком овладеют стремление к наслаждениям и желание избегнуть "реального мира", он будет стремится уйти в виртуальную реальность. Профессор биологии из Гарварда Э. Уилсон в книге "Социобиология" (1975) писал о том, что познание самого себя принесет мало утешения, и закончил словами французского экзистенциалиста Альбера Камю: "... во Вселенной, лишенной иллюзий и света, человек чувствует себя изгоем, чуждым существом. Его отчуждение безысходно, поскольку он лишается памяти о потерянном доме или надежды на новую обитель".

С другой стороны, некоторые ученые, например, Хокинг, считают, что единая теория физики явится как мистическое откровение, которое позволит понять "божественный замысел". И многие ученые с одержимостью работают над такими теориями. Так, специалист по теории суперструн Д. Гросс из Принстона уверен, что теория способна ответить на все возникающие вопросы.

Более уравновешенную позицию занимает С. Ваинберг, лауреат Нобелевской премии, доказывая, что какой бы ни была по форме "конечная теория", она не приведет к окончательному знанию. Многие явления, пока непостижимые наукой, станут доступны для изучения, хотя, возможно, новые законы не будут так изящно выводиться из общих принципов.

Открытие микроволнового излучения, подтвердившего идею расширения Вселенной, предложение инфляционной модели ее экспоненциального раздувания в первую микросекунду бытия, которая объясняет современную структуру Вселенной и ее будущее — впечатляющие события последней четверти XX века. Однако в теории при этом возникла проблема "скрытой массы" или "темного" вещества, которое должно доминировать во Вселенной. В биологии удалось создать теорию, которая объединила дарвиновскую идею эволюции и концепцию наследственности на основе ДНК, объяснившую проблемы эволюционной биологии. Сейчас в науке основными, вероятно, являются проблемы, связанные с функционированием мозга и такими его способностями, как восприятие, память, эмоции и само сознание. Ф. Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, считает, что физические механизмы, которые обуславливают эти неуловимые нервные феномены, в конце концов будут раскрыты.

Новые важные факты были получены при исследовании эстетического чувства. Оказалось, что чувство красоты возникает не за счет формирования в подсознании некоего усредненного эталона, а, напротив, за счет отклонения от этого эталона, сюрприза, радостной неожиданности. Методом магнитного резонанса установлено, что у 30

профессиональных музыкантов, начавших заниматься до 7 лет, передняя часть мозолистого тела мозга оказалась больше по размерам, чем у 30 немузыкантов, за счет количества нервных волокон между полушариями и асимметрии сенсомоторных областей. Красота в науке возникает при сочетании трех условий: объективной правильности решения (качества, самого по себе не обладающего эстетической ценностью), его неожиданности и экономичности за счет открытия общего принципа, позволяющего преодолеть исходную сложность постигаемого явления. По мнению Гейзенберга, "проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана".

Иными словами, даже при решении логических задач важную роль играет внелогическая компонента, критерий красоты. Обычно этот чувственно-образный этап связывают с функциями правого полушария головного мозга. Данные позитронно-электронной томографии показывают максимальную активацию правой лобной области при решении шахматных задач. Но эти работы относятся к специальным междисциплинарным исследованиям, а не дилетантским толкованиям, как предупреждает академик Павел Симонов, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

"Геологическая история учит, что сознательная жизнь — это только вспышка света посреди мрака долгой ночи. Но эта вспышка — все!" (А. Пуанкаре). Геологические процессы шли до появления человечества, они продолжатся и когда человечества не будет. С позиции геологических масштабов жизнь — лишь одно мгновение. Но с точки зрения самого человека, развития разума, возвышения разума над биологическим началом — она действительно все... (академик В. Страхов, директор Института физики Земли РАН).

Несмотря на бурное развитие науки и техники в нашем веке, укреплялось совсем иное представление — Вселенная и бесконечно таинственна, и бесконечно познаваема, ибо решение каждого вопроса влечет за собой много новых вопросов. Как выразился Дж. Уилер, "мы живем на острове знаний, окруженном морем нашей неосведомленности. По мере того, как наш остров расширяет свои границы, прилегающая к ним область непознанного тоже расширяется".

Интерес к математическим моделям экономики вырос после 2-й мировой войны. Математика позволяет не только точно описать теорию, но и "раскапывать" нужную информацию. Кеннет Дж. Эрроу, получивший в 1972г. Нобелевскую премию за математическое описание экономического равновесия, начал свои исследования с целью упрощения анализа проблемы "издержки — прибыль" в проекте создания сверхзвуковой авиации.

После окончания "холодной войны" отмечается массовая миграция физиков, в том числе в офисы банков и брокерских компаний. Здесь сыграли роль не только свойственное физикам стремление докапываться до истины, но и умение формулировать проблемы реального мира в виде точных количественных соотношений и уравнений. При этом, в отличие от математиков, они стремятся устанавливать соответствие моделей реальному миру. В обзорной статье "Физики начинают и вы ??????за январь 1997 г. при???? подтверждающая, что не только указанные способности позволяют им точнее и быстрее оценивать рыночную ситуацию, распознавать проблемы и управлять рисками, чем это делают представители других специальностей. Это доказано опытом, и в университетах уже думают, как перенести идеологию и методы, принятые при подготовке физиков, на преподавание дисциплин финансово-экономического круга. Оказывается, уравнение Блэка—Ша-леса, описывающее эволюцию плотности вероятности цены опциона во времени, имеет немало общего с уравнением Эйнштейна—Смолуховского для броуновского движения частиц и уравнением Гинзбурга—Ландау для флуктуаций в окрестности фазовых переходов.

Недавние исследования хаотических и сложных явлении (от фонтанирующих водопроводных кранов до бурлящих страстями рынков ценных бумаг) вызвали взрыв против философии планового редук-ционизма, лежащей в основе прогнозов о завершенности развития. Как высказался биохимик из научного центра по проблемам сложности в Санта-Фе С. Кауфман [28], "по мере постижения все более сложных явлений — от кварков до человеческого общества — обнаруживаются свойства, которые нельзя прогнозировать на основе свойства части целого". Такие исследования показывают, что "нет конечного пути разделения мира на объекты и законы, по которым эти объекты взаимодействуют".

Выдающийся физик Ф. Дайсон отметил, что еще в 30-е годы математик К. Гедель показал, что никакое конечное множество аксиом не может ответить на все вопросы, которые ставит математика. И потому "глупо предполагать, будто в природе что-либо достигает кульминации". Возможно, число законов природы конечно, но наука при этом остается бесконечной. Используя сравнение своего коллеги Вильчека, который уподобил нас пешкам на шахматной доске, он считает, что пока задача — постичь законы игры. Тогда мы превратимся из пешек в игроков, и этот процесс уже начался: генная инженерия, системы искусственного интеллекта и другие технологии — наша первые шаги к тому, чтобы стать игроками. И если шахматы фактически имеют бесконечное число вариантов игры, то законы природы наверняка тоже. Потому наука бессмертна.

Выводы

1. Классическое естествознание уделяло внимание понятиям, характеризующим замкнутые системы и линейные соотношения. Современная наука, признавая правомерность изученных ранее моделей, перешла к исследованию открытых систем, которые обмениваются с окружением энергией, веществом, информацией. Такие системы, более распространенные в природе, характеризуются разнообразием, неустойчивостью, нелинейными соотношениями

2. Социальные системы сегодня возможно описать сложившимися в естествознании языком и понятиями. В этих системах отмечены волновые явления. Развитие общества представляется поступательным необратимым движением по спирали с элементами повторяемости и цикличности. Историю человечества можно представить как переходы от порядка к хаосу и от хаоса к порядку через механизм самоорганизации. Как и в любой неравновесной системе эти переходы совершаются через точки бифуркации, вблизи которых развитие становится непредсказуемым. Возрастает роль коллективных взаимодействий.

3. Человечество переходит в новую — информационную эпоху, что требует переосмысления основных законов развития и позволяет изучать происходящие процессы на компьютерных моделях. Адекватность моделей можно проверять и тем самым корректировать модель, строя социологическую концепцию самоуправления и самоорганизации общества.

4. Для осуществления управляемого развития необходимо знать объекты и их реакции на те или иные воздействия, уметь формулировать цель. Разработана специальная теория конфликтов, позволяющая достичь компромисса между противоречивыми интересами сторон (антагонистическая игра).

5. На основе естественнонаучных представлений возможен анализ модели формирования общественного мнения при наличии в обществе двух и более групп с различными мнениями.

6. Нелинейные модели позволяют проводить математическую проверку курса проведения реформ и требуют обязательного наличия механизма обратной связи.

7. Модели с конкурентными распределениями распространены в природе и обществе не менее широко, чем модели с распределением Гаусса.

8. Современное общество оказалось склонно к различным антинаучным тенденциям. Сюда относится не только астрология, шаманство и т. п., но и компьютерное моделирование. Поэтому особого внимания требуют создание моделей и толкование их параметров и результатов.

9. Философия космизма связана с ответственностью человека перед обществом и природой, с идеей коэволюции человека и биосферы.

10. Антропоцентристский принцип, сформулированный Г. М. Идли-сом из Института истории естествознания и техники РАН (1958), оказался связанным с мировыми константами. Поиски углеводородной жизни за пределами Земли позволили Шкловскому оценить достаточно высокую вероятность ее обнаружения.

11. Будущее науки в постиндустриальном обществе широко обсуждается, причем оно все более связывается с психологией и человеческими пристрастиями. Единство естествознания и стремление к

 

 



Сайт создан в системе uCoz